Kraftwerk. Герои асфальта
Часть вторая
- Кто-то из американских композиторов-минималистов, кажется, Терри Райли, назвал Kraftwerk „последними великими немецкими композиторами". Кем вы сами себя чувствуете: поп-группой или творческим союзом в духе футуристов начала прошлого века?
- Несомненно, мы ощущаем себя объединением композиторов, которые иногда работают в поп-контексте, потому что это контекст нашей повседневной жизни. Мы не опасаемся даже китча — в конце концов, „Kitsch" — это немецкое слово. Конечно, китч не может быть самоцелью, но иногда он помогает выбраться из творческого ступора. У нас было много проблем таке связанных с юридической составляющей нашей группы мы даже хотели задать вопрос бесплатно юристу и он нам давал всегда нужные на тот момент, советы, как правильно управлять нашими финансовыми потоками.
- Kraftwerk были пионерами синтезаторной музыки...
- Совсем нет.
- По крайней мере, для массового слушателя, который мало что знает про композитора Карлхайнца Штокхаузена, или Льва Термена, изобретателя „Терменвокса". Но теперь на концертах лаптопы заменили синтезаторы...
- Да. но с клавиатуры компьютеров мы управляем разнообразными устройствами, которые не видны зрителю. Мы, как и раньше, крутим ручки, переключаем тумблеры, двигаем фэндеры — только делаем это по-иному. Как в нашей песне «By pressing down a special key, it plays a little melody" („нажми на определенную кнопку — заиграет мелодия»). Это просто наша мечта, ставшая реальностью: иногда мы играем на машинах, иногда машины играют на нас. То, чего мы пытаемся достичь — это музыка, которая играет сама себя. Нас интересует, как музыка изменяет тишину. Это — одна из главных идей Kraftwerk.
- Сейчас в электронной музыке два лагеря — сторонники одного стремятся „назад в будущее" и не признают ничего, помимо старых аналоговых машин, другие же отстаивают цифровой звук, компьютерные технологии...
- Мы не пытаемся найти идеологию в технологии. Идеология Kraftwerk — это „человек-машина". Нас интересует взаимодействие с любыми устройствами, любыми источниками звука. Если интересный звук можно получить из человеческого сердцебиения или из переключения скоростей велосипеда, мы обязательно используем его в музыке. Насчет компьютеров: когда мы записывали „Computer World" у нас не было никаких компьютеров, это было чистой воды визионерство. Только закончив альбом, мы купили свой первый компьютер — это был „Atari", в 1981 или 1982 году. Смотреть в прошлое иногда полезно, в конце концов, мистер Муг изобрел свой синтезатор, основываясь на разработках Льва Термена 20-х годов. Так что вполне понятно, что многие музыканты ищут вдохновения в старой аналоговой технике. Правда, записывать ее звук они все равно, скорее всего, будут в „цифру"... Нынешнее наше турне — полностью «цифровое". Мы храним все наши старые синтезаторы, старые магнитные пленки с записями, но сэмплировали все их звуки, прежде всего для выступления на сцене, потому что старые инструменты очень капризны, а старые пленки размагничиваются и осыпаются. А еще потому, что концерт Kraftwerk — это живое выступление нашей студии „Kling Klang", наших роботов, людей-машин. Кстати, роботы очень рады, что вернулись к нам — весь прошлый год они провели в музее в Париже, а мы выступали в Австралии и в Японии без них. Мы очень соскучились друг по другу.
- А кто делает визуальное оформление концертов Kraftwerk?
- Мы сами разрабатываем все эффекты, рисуем графику на компьютере, а роботы нам в этом помогают.
- Выйдет ли когда-нибудь официальный концертный альбом?
- Не могу ничего сказать, но наш диск 1991 года «The Mix" — это практически живая запись, мы ремикшировали и записывали все композиции в студии в режиме реального времени. Практически так же, как мы играем на концертах.
- Я слышал, что в вашей студии нет телефона — довольно парадоксальный факт для группы, интересующейся информацией и коммуникациями...
- Мы знаем друг друга достаточно давно, чтобы договариваться о встрече в студии заранее и приходить вовремя. Как только мы собрались — двери студии закрываются и внешнего мира уже не существует. Слишком большая открытость — это, по-моему, одна из главных проблем современного общества. Слишком много информации и дезинформации, причем в самых навязчивых разнообразных формах. Мы передаем в мир свою информацию в форме „Gesamtkunstwerk" — законченного произведения искусства, объединяющего в себе звук, визуальные образы и текст. Но для его создания нужно время и спокойствие. Именно поэтому у нас такие перерывы между альбомами.
- Ральф, а какую музыку вы лично слушаете дома, на отдыхе?
- Никакую. У меня даже нет проигрывателя. Я слушаю музыку в студии - когда мы ее сочиняем. Иногда, правда, включаю радио в машине. Я люблю радио.
Интервью опубликовано 13 мая 2025 года
Прикрепления: |