Концерт Deutsch Nepal и мое на нем присутствие
Part Two
Меж тем, время шло, перевалило за половину девятого, когда, наконец, невыносимая импровизация на тему «Утро в монгольской деревне» стихла (очевидно, пока мы носились с Линой, кто-то не выдержал и порубил разбушевавшееся зверье). Свет над рядами стульев потух, и в следующий миг внимание публики было приковано к сцене. Первым номером концертной программы в этот вечер значились трое молодых людей под греющей сердце громкой вывеской «Шумы России».
|
Ансамбль апокалиптической экспериментальной музыки «Шумы России» существующий с 2001 года, является частым гостем на подобного рода мероприятиях, которые сам и организует (международный фестиваль «Noise vs. Glamour», «Секретные Собрания»). Что сочиняют эти ребята? С этим вопросом однажды обратились к авторитетнейшему эксперту в данной области – некоему Лине Бейби Долу, и таков был его ответ: «Как мне кажется, эти ребята играют нечто вроде свободного от закостенелой формы эмбиэнта. Никогда не знаешь, чего ждать от них: звуки их «музыки» могут быть хаотичными и адски жёсткими, а в следующий момент смениться более упорядоченными конструкциями, нежными, воздушно-невесомыми и приятными». Не буду набираться дерзости и спорить с маэстро, скажу только что главный тег, характеризующий творения «Шумов» - не индастриал, не эмбиент, а все же нойз, эклектичный и замороченный, награжденный критиками замысловатым определением «мистический протоавангард». Будучи на сцене, Шумы порадовали хорошо поставленным продуманным шоу, которое, безусловно, должно окрестить концептуальным, а вот в чем состоит смысл и назначение представленной концепции – каждый пусть решает для себя сам.
Забегая вперед, скажу, что по ходу своего мини-спектакля ребята постоянно усиливались, набирая обороты. Начало мне не понравилось – теперь понимаю отчего: нужно было привыкнуть. Бледный молодой человек в белых одеждах у микрофона, монотонно декламирующий шокирующий текст про созерцание трупов, видеоряд в форме слайд-шоу, начавшийся с обилия черно-белых фотографий этих самых трупов и их фрагментов, затем – узников концлагерей и заключенных всех рас за колючей проволокой, неприятный плеск воды на фоне зловещего минималистичного нойза. Все это ударило как обухом по голове – внезапно и настораживающе.
Далее звуковое полотно разнообразилось, обрастало все новыми шумами, сэмплами, звуками природного и механического происхождения. Чтец (как-то неудобно называть его вокалистом) завел песнь про ненависть, черно-белые фото сменились на цветные, и музыка одновременно стала динамичнее, ярче, богаче. Бой часов, вкрапления женского вокала, звук, производимый лопатой при рытье мокрой гальки на морском берегу под мерный плеск волн на закате (сама этим как-то занималась, потому помню), а на экране – безумная неупорядоченная мешанина из сцен городской жизни, бытовых зарисовок, людей, предметов материального мира, часто собранных во множестве на одном кадре (Автомобили, магнитофоны, лыжники, деревья, подсолнухи, книжные стеллажи, торты и т.д.). Первая половина выступления мне не понравилась по следующим причинам: музыка, которая должна была (в идеале) обволакивать и топить в себе с головой, тупо била в уши и мозги, не давала ощущения погружения. Это раз. Вокал хотелось убрать совсем – он только мешал и был излишне монотонным и назойливым.
Это два. Но ближе к концу своего отделения ребята с указанными минусами справились: звук стал объемнее и плотнее, вокал разнообразился и «ожил» что ли. Меж тем шоу двигалось к своей кульминации, что пришлась на самое его окончание. Вслед за городскими пейзажами, горами и морями экран выдал целую серию шедевров мировой живописи. Я только и успевала вспоминать: вот Сикстинская капелла Микеланджело, а вот что-то из Фридриха, Брейгеля, Рафаэля, Блейка, Босха и прочих возрожденцев. Тематика лирики резко изменилась: композицию про дух (непостижимый, несокрушимый, непобедимый) сменила финальная, и говорилось в ней…правильно – о Боге, на экране мелькали сцены из священного писания, музыка достигла вершин выразительности и убедительности, став внезапно настолько пронизывающей и захватывающей, что все внутри аж заклокотало, закипело - сродни религиозному экстазу, до какого может довести многочасовая молитва на службе в церковных стенах.
Тем более, к этому времени сквозь шумовую стену отчетливо проступили колокольный звон, народные мотивы и песнопения. Где-то я читала, что лидер коллектива использует по максимуму мощности концертной аппаратуры – так оно и есть, последние пару минут в зале было экстремально громко, боясь просидеть все выступление Deutsch Nepal в блаженной глухоте, я заткнула уши, но слышала все отлично. Вокалист на последних минутах своего сета был в ударе. Невнятное бормотание перешло сначала во внушительную декламацию - затем громкие выкрики – истошный ор и завершилось отчаянным бесноватым воплем твари нечистой (это комплимент), через пару секунд после которого он, как ни в чем не бывало, бросил в зал скромное «Спасибо» и раздался гром аплодисментов…
Опубликовано 12 сент. 2019 года
Прикрепления: |